Кэтлин Хендрикс
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ Танце-терапия
и самые современные телесные терапии своими корнями восходят к терапии Вильгельма
Райха, он был первым психотерапевтом, который признал важность того, как говорит
клиент, а не что он говорит. Концепция, что эмоции скапливаются в теле в характерные
паттерны (которые Райх называл панцирем), является краеугольным камнем теории
Танцевальной терапии. Существует множество школ танце-терапии, в общем основанных
на психологической теории, переведенной на язык тела. Начиная с ранних работ Мэриан
Чейс, которая пришла в палаты больницы Святой Элизабет в Вашингтоне и танцевала
с хроническими больными в 1940-х г.г., Труди Схупп, которая пригласила психотических
пациентов в Калифорнии протанцевать свои драмы, Мэри Уайтхаус, которая попросила
людей начать двигаться из своего внутреннего мира и танцевать свои мечты и сны,
танце-терапия эволюционировала в различные стили и подходы. Так как танце-терапевты
объединяют область танца и психологии, они обладают необычным взглядом на человеческое
развитие, которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или
двигательных способностей физического тела. В нашей культуре мы относимся
к телу, как к вещи. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс.
Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид,
сдерживать. его и думаем, что оно останется безответным. Танце-терапия приглашает
тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Большинство полагают, что
в какой-то момент мы добьемся успеха и сможем выйти из круговорота и суматохи
жизни. Танце-терапия работает в настоящем непосредственном моменте. Процесс требует
ответной реакции и учит нас делать переходы и принимать циклы. Мы живем в телах,
которым изначально присущи ум, юмор и полнота смысла. Танцевальная терапия действительно
восстанавливает наше право жить полной жизнью и быть полностью самим собой. Танце-терапевты
работают со всеми типами населения, включая гериатрических, судебных, аутичных,
невротических и психотических пациентов, реабилитацию, работают с хронической
болью, умственно-отсталыми, глухими и слепыми. Всех танце-терапевтов объединяет
преданность жизни тела, важности обретения вновь потерянных частей своего “Я”
и смыслу, который несет танец. Т. к. танце-терапенты получают высшее образование
в области психологии и клинических навыков танце-терапии, то многие из них работают
на первичных индивидуальных приемах. Другие работают в составе клинической команды,
в которую также могут входить психологи, психиатры, социальные работники, сестры,
реабилитационные терапевты и другие искусство-терапевты. При оценке запроса
клиента можно использовать психологическое тестирование, анализ видеозаписи, двигательные
тесты и консультации с другими специалистами. Танце-терапия работает через универсального
посредника — движение, поэтому она адаптивна к очень широкому спектру поведения.
Большинство танце-терапевтов специализируются на работе с определенным типом клиентов
или групп и являются экспертами в анализе и лечении этой группы. Например, курс
лечения для взрослых острых стационарных больных в госпитале существенно отличается
от курса для группы слепых и глухих школьников в интернате. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ
ТЕРАПИЯ И ТАНЕЦ Каким образом танце-терапия отличается от танца? В танцевальной
терапии мы больше интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не
тем, как оно выглядит. С того момента, когда клиенты входят в студию, внимание
концентрируется на взаимоотношениях между терапевтом и клиентом, между внутренним
и внешним пространством, между осознанным и неосознанным движением. Большинство
новых клиентов застенчивы и ассоциируют танец с исполнительским искусством, спектаклем,
восклицая: “Я не умею танцевать”. Танце-терапевты используют инструментарии танца
— вес, пространство и время — для того, чтобы расширить креативный и выразительный
мир клиента. Клиент не владеет одной или более из сторон двигательного потенциала.
Например, люди, которые не чувствуют своего веса, могут также испытывать трудности
в попытке заставить своего партнера выслушать их точку зрения. Клиент, который
всегда появляется будто “одурманенный наркотиками”, может в буквальном смысле
видеть сквозь туманное и нечеткое личное пространство, А человек, который всегда
спешит, может бессознательно бояться замедляться, чтобы не испытать беспокоящую
его эмоцию. Еще один важный инструмент, которым пользуется танце-терапевт — присутствие
в настоящем моменте. Все тело терапевта является инструментом для встречи и знакомства
с невербальным миром клиента, для вхождения в танец клиента. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ТАНЦЕ-ТЕРАПИЯ Вначале танце-терапия фокусируется на знакомстве со спектром
движения тела, новых возможностях вместо привычных реакций. Такое исследование
часто вскрывает невыраженные эмоции, которые остались в теле. Например, на одной
из последних сессий 48-летний мужчина задирал подбородок, стискивал челюсти и
сдерживал дыхание, чтобы не дать себе почувствовать боль и крайнее одиночество
своей юности. Когда я попросила его опустить голову и сказать “мне больно” вслух,
его затрясло, потом пробил пот, и в конце концов он заплакал. Напряжение в шее
и в челюсти ушло, и он сказал, что почувствовал себя “свободным”. На последующих
сессиях он сказал, что ему стало легче высказываться, говорить громко и отчетливо
и просить то, что он хочет. По мере развития индивидуальных танце-терапсвтических
сессий процесс может распространиться на повторяющийся или внутренне присущий
жест, на завершение движенческой фразы или на исследование полярностей, которые
презентирует клиент. Например, молодая женщина: при ходьбе ее плечи были опущенными
и тяжелыми, попросили преувеличить это “опущение, падение” и обратить внимание
на ответную реакцию всего тела. Когда ее спросили: “Что ты несешь?” — она узнала
знакомый паттерн необходимости делать все правильно, так же, как ее мать. Простые
движения руками могут привести к моментам неоспоримой истины. 50-летняя женщина
исследовала беспокойное чувство в своем теле, начав двигать руками, ощутив это
чувство в них. Во время движения перед ее внутренним взором предстала пелена,
которая всегда покрывала се. Она начала рыдать, когда осознала, что эта пелена
была памятью ее тела об удивленном ребенке и неудобстве, бес-покойстве. Когда
рыдания стали затихать, она почувствовала прощение к этой интернализированной,
неудобной, беспокойной части, которую она всегда не принимала. По мере того
как индивидуальные сессии подходят к завершению и окончанию, клиент берет все
больше и больше ответственности за начало исследования, а терапевт все больше
становится свидетелем, а не проводником. Клиент способен устанавливать внутренний
диалог и удовлетворительный контакт с миром. ГРУППЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В
противоположность индивидуальным сессиям группы танце-терапии могут выглядеть,
как длинный круговой танец или групповая импровизация. Танце-терапевт уделяет
особое внимание эмоциональному резонансу жестов и ритмов, подчеркивая одинаковые
переживания и вклад каждого человека в общую тему, как потягивание, покачивание,
приветствие или ходьба. На одном из недавних занятий подростковых групп девочки
обсуждали, как мы держим людей на расстоянии и когда допускаем их к себе. Партнеры
обменивались ролями, где одна крепко закрывала свое тело, а другая пыталась убедить
ее открыть его; затем участники поделились своим опытом со всей группой. Одна
взрослая группа говорила о своих трудностях, которые возникают, когда так много
новых людей приходят и уходят из группы. Движение развилось в способы подходов
к нам других людей, которые нам нравятся и не нравятся. Часто группа начинается
с разделенного лидерства в способах, которые дают почувствовать больше комфорта
в напряженных областях: таких, как плечи и шея. Танце-терапевтов обучают
узнавать и развивать текущие эмоционально-психологические темы в группе и соотносить
их с личной историей каждого человека. Разговор и движение сменяют друг друга
или происходят одновременно, иногда на групповой сессии доминирует то или другое.
В группах часто главной темой становится: “Могу ли я оставаться самим собой, будучи
в контакте с другими?”. ПОЧЕМУ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ? В большинстве
случаев люди приходят на танце-терапию, потому что они не чувствуют своего тела.
Потеря контакта со своим, телом происходит, когда человек ищет одобрения и любви
своих родителей, (развивая при этом систему “должен — не должен”), когда он пытается
избежать или уходит от наказания (развивая базовые зажимы, блоки в теле и его
движениях), когда ин учится выживать в окружающем его мире (развивая таким образом
разные степени деперсонализации — отторжения, непринятия значимых частей своей
личности). Суть процесса танце-терапии состоит в восстановлении чувствования и
осознавания. Базовые полярности, такие, как “хорошо и плохо”, “мало—много”, “привлекательный
— непривлекательный”, исследуются, что позволяет синтезировать это по-новому.
Клиентам предлагается испытать новые возможности и сферы, которые они ранее избегали. Одним
из инструментов, который используется при этом, является преувеличение и контраст:
сделать это еще больше или сделать противоположное. Например, одна клиентка исследовала
свое решение оставаться независимой и свободной, особенно от мужчин, которое она
приняла в 13 лет. Я попросила ее преувеличить свою походку 13-летней девочки,
и она стала выше, а ее верхняя и нижняя части тела стали отдельными, а движения
— деревянными. Мы исследовали чувства ее верхней части тела — равнодушную отчужденность
и уравновешенность, и нижней части тела — силу, хотя и механическую. Так
же как и другие терапии креативного искусства, танце-терапия уделяет большое внимание
креативному процессу, удивлению от встречи с бессознательным напрямую. Танце-терапевты
рисуют в пространстве и работают с музыкой внутреннего ритма тела. Движение
может привести клиента в любую ситуацию его истории, которая осталась незавершенной.
Танце-терапия помогает сделать невидимое видимым, неясное ясным. Это общий танец,
который мы исполняем вместе, и это уникальный танец, который каждый должен исполнить
сам. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью, сокровенно и точно. Танце-терапия
завершает те шаги, которые мы чув-.твуем внутри, и позволяет сделать шаг в жизнь
навстречу жизни. Перевод ИРИНЫ БИРЮКОВОЙ
наверх |