Home PageРасписаниеСсылкиКонтакты
ПроектыТекстыФото

История развития метода Пессо-терапии.


Альберт Пессо и Диана Бойден Пессо разработали Пессо-психотерапию в начале шестидесятых в США. Будучи танцевальными педагогами и хореографами они работали над совершенствованием техники с опытными профессиональными танцорами. Они заметили, что несмотря на интенсивные упражнения , некоторым танцорам не удавалась убедительно передать некоторые выразительные жесты. Часто это не зависело от технической сложности движения. И даже если танцор технически выполнял движение безукоризненно, тело при этом не "говорило".

"Это было как будто танцор на короткое время терял концентрацию, был не в себе.
Если танцор сосредотачивал свое внимание на выполнении движения, внезапно приходила эмоция или давно забытое воспоминание. Увлеченные этим явлением, мы углубились в психологическую и психоаналитическую литературу. Мы увидели , что затруднения в истории развития танцора могут сочетаться с телесными и психическими блоками. Двигательные затруднения возвращали к опыту из детства (Howe,1991).

Танцор изображал схватку с противником, хореографически безупречную, но неубедительную. Движения выглядели неестественными. В середине репетиции он сломался. В танцевальном нападении, атаке он был захвачен воспомининиями. Ребенком он приучился прятаться, когда его отец с шумом приходил домой в пьяном виде. Напуганный и беспомощный , он должен был смотреть на то, как отец ругался с матерью. Он хотел встать между ними и вступиться за маь, но из страха перед побоями, он вынужден был подавлять этот импульс. Станцованная сцена нападения на противника оживила в нем движения , "застывшие" в нем. Незавершенные телесные импульсы выжили. Танцевальная сцена как бы требовала от него сделать то, что он не решился сделать в детстве. Его автоматическая реакция была точно такой же, как и тогда, спрятаться и "заморозить" движения.

По мере изучения психологии и углубления знания о теле, супруги Пессо , начиная с 1965 года акцент в работе сместился с танцевального тренинга на форму двигательной терапии. Они разработали программу упражнений чтобы научить танцоров различать многочисленные формы движения. Участники учились больше доверять своим телесным рефлексам(реакциям). Контроль над сознательной моторикой и способность к спонтанным, эмоциональным движениям тренировались в отдельных упражнениях (Pesso, 1969). Впоследствии сформировалась серия упражнений, целью которых является осознавание вытесненных импульсов и травматических переживаний. Связанные с ними эмоции могли тогда найти свое телесное выражение. Выражение чувств как такими как они есть, например, кричать от ярости или бить кулаками подушку, несомнено дает явное облегчение. Но эффект от этого всего лишь временный. Во время эксперимента стало очевидно, что терапевтический эффект был более значительный, если клиент мог выразить свои эмоции в подходящем контексте.Так клиент был более удовлетворен, если другой член группы в качестве "противника" давал подходящую соответствующую реакцию, например, со стоном и перекошенным от боли лицом упадет на пол. Эта сыгранная реакция усиливала переживание того, что ярость действительно "достигла адресата". Пессо различали три этапа: поиск телесной энергии, выражение связанного с этой энергии действия, инсценировка в точности соответствующего взаимодействия , которое дает удовлетворение и становится валидным. Заблокированные эмоции снова находят(проявляют) себя в движении и получают признание и значение и становятся интегрированными как действительно принадлежащие человеку. Специфическая ролевая игра была названа "аккомодацией". Участники группы учились "аккомодировать", присоединяться к желаниям основного клиента - протагониста.
Они принимают на себя четко обозначенные роли и предлагают , следуя указаниям Hoofdpersoon, реакции, котрые в точности соответствуют его или ее ожиданиям. Так была рождена суть метода Пессо (van Attekum, 1997).

Постепенно супруги Пессо также расширяли свои психотерапевтические знания. Они оттачивали свою технику в терапии пациентов в McLean Hospital и с травмированными пациентами в Veterans Administration Hospital в Бостоне. Многие годы они работали с людьми с психогенной болью. В техниках, котрые они разработали , они научились принимать во внимание страх перед изменениями, свойственный этим группам пациентов (Kaufmann, 1991). После дальнейшей разработки основной схемы энергия - действие - взаимодействие - удовлетворение, валидация и интеграция, они углубили дальше свою практическую модель. После пятнадцатилетнеого опыта работы с терапевтическими группами для клиентов и воркшопами для терапевтов с 1977 года Альберт Пессо полностью переключился на обучение психотерапевтов в США и Европе.

Метод был представлен в Нидерландах и других странах Европы в то время как самостоятельное направление. С тех пор было обучено около 500 психологов, психотерапевтов , психиатров и терапевтов в США, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Дании и Германии. За три десятилетия метод вырос в отдельное психотерапевтическое напраление. Исходные положения психоанализа и терапевтические установки клиент-центрированной психотерапии были интегрированы с телесно-ориентированными техниками. Безопасность, уважение к сопротивлению, тщательная дозировка, точная,тщательная вербализация (De Boer,1994) и интеграция на уровне Эго являются отличительными признаками современной Пессо-психотерапии. Ввиду значительного вклада Дианы Бойден в развитие метода в США название в 1993 году было изменено на Системная психомоторная терапия Пессо-Бойден. В Нидерландах остается в применении название Пессо-психотерапия.

(перевод Юлии Морозовой)


наверх