Home PageРасписаниеСсылкиКонтакты
ПроектыТекстыФото

Габриэль Паркер и Пенелопа Энн Бест
Процессы рефлексии и изменение позиции
в танцевально-двигательной терапии

Рефлексия стоит на пороге смены парадигм, это было показано в фильме "Общество мертвых поэтов", где Робин Уильямс подает своим ученикам пример нового видения; он просит их встать на парты, чтобы суметь увидеть старые вещи с новой точки зрения. Майкл Кэрролл (2001). "Душа супервизии", стр.81.
Учитель в упомянутом фильме побуждает учеников изменить их позицию, пересмотреть их взгляды и жизненный опыт - в буквальном и метафорическом смысле. В рамках танцевально-двигательной терапии мы можем сделать то же самое с тренерами, супервизорами, клиентами, а также в более широких системах. В нашем контексте изменение позиции с помощью места, времени и художественных средств направлено на активацию различных точек зрения. Это можно назвать открытием новых возможностей, когда участники обнаруживают способность видеть различные перспективы и оценивать ресурсы, которые появляются при изменении позиции. Используя время, место и художественные средства, можно обнаружить богатые возможности видения нынешнего положения, а также новых возможностей для развития и изменений.
Этот подход к танцевально-двигательной терапии включает определенную долю этического отношения. Он предполагает уважение, наряду с чувством удивления и любопытства, к различиям между людьми, концепциями и убеждениями, взглядами и ценностями, культурами и предпочитаемыми идентификациями. Он способствует внимательному отношению к экологичности взаимодействия между людьми.
Такой подход призывает тренеров и других людей обратить внимание на роль их собственных двигательных предпочтений и личных предубеждений. Он выходит за рамки простого самоосознавания и ведет к пониманию особенностей каждой позиции. Такое изменение предполагает особую ответственность терапевта в конструировании смыслов и получении результатов взаимодействия. В рамках этой краткой статьи авторы определяют саморефлексию как постоянную и внимательную обратную связь и использование ее в качестве базы для последующих решений и действий.
Данная статья рассматривает развивающуюся модель тренинга и практики - Parker-Best Co-Creative Approach, которая возникла в процессе более чем десятилетнего сотрудничества авторов, их обоюдного интереса к богатству различий и желания работать с ними. Она может применяться в различных контекстах терапии, обучения и жизни вообще. Авторы совместно разработали модель отношений, которая вдохновляла их активно выказывать взаимное уважение к различиям в их взглядах и двигательных предпочтениях в специфических рамках времени и контекста.
Например, 12 лет назад один из авторов привнес в их диалог идею о динамической власти бессознательного и о путях, которыми персональная история влияет на настоящее поведение. Вкладом другого автора в их совместный танец стала вера в силу языка в конструировании смыслов и его способность обуславливать взаимодействие между людьми в каждый конкретный момент. С позиций уважительного интереса и взаимного любопытства, не всегда простого и комфортного, они начали постепенно менять свои позиции, двигаясь навстречу друг другу во взглядах и убеждениях, даже экспериментируя с различными двигательными предпочтениями, постигая новые возможности обучения и супервизии в различных контекстах. И снова, двигаясь от самоосознавания к модели, предложенной Андерсеном, использующей саморефлексию, описанную в литературе по социальному конструированию. Это позволяло обоим авторам изменить их позицию и понять собственные различия, продолжая взаимодействие, - для того, чтобы найти способ совместного осмысления этих различий.
Такой интерактивный танец был воспроизведен во многих других совместных опытах и диалогах, осуществляемых членами команды танцевально-двигательных терапевтов. Из таких взаимодействий со временем развилась модель обучения, терапии и супервизии, модель, базирующаяся на постоянной обратной связи на всех уровнях системы. Развитие этой модели было впоследствии изложено Бейтсоном в его идее "значимых различий", Барнетом Пирсом в идее моральных приказов и создания смысла в контексте- Томом Андерсеном в его модели отражения групповых процессов, Мюрреем Льюисом в идеях о смысле игровой импровизации и содержательной хореографии, в идеях Гая Клакстона о креативности, интуиции и обучении, Рейчел Мелвилл Томас о центрировании движений тела в обучении и игре, Джозефа Кэмпбелла о креативной власти совместных историй.
В недавнее время большое влияние оказала идея изменения позиций восприятия, взятая из НЛП. Этот подход предлагает студентам-новичкам испытать один очень простой способ смены позиций: первая позиция - обычный взгляд на ситуацию, взгляд своими собственными глазами; вторая позиция - попытка почувствовать себя в шкуре другого человека, третья позиция - взгляд на первые два положения со стороны, четвертая - взгляд с высоты птичьего полета, и, наконец, снова возвращение к первой позиции со всем опытом, полученным при смене позиций.
Если попытаться провести параллели между НЛП и танцевально-двигательной терапией, то первая из описанных позиций могла бы совпасть с движением в вертикальном плане - как репрезентация чьей-то персональной идентичности, вторая позиция оказалась бы движением в горизонтальном плане, обозначающем коммуникацию. В рамках арт-терапии в целом, третья позиция сходна со сценической дистанцией (более чем со взглядом исследователя, подвергающего что-то научному изучению). Наконец, четвертая позиция соответствовала бы одному из утверждений этой статьи о том, что и в терапии и в жизни все имеет свои преимущества и недостатки. Различные подходы к терапии и ТДТ могут быть представлены в связи с тем, с какой из этих позиций осуществляется взгляд - психодинамический черный экран, гуманистическая, когнитивная и другие позиции. Конечно, это упрощенное понимание, но оно, тем не менее, выявляет некоторые значительные отличия. Согласно целям этой статьи, легко обнаружить, что сами по себе позиции не являются абсолютными, но способность передвигаться с одной на другую - ключевое умение в тренинге по танцевально-двигательной терапии, востребованная во многих областях работы и жизни.
Модель танцевально-двигательной терапии предполагает, что идея социально конструируемых смыслов человеческого взаимодействия является полезной и этически оправданной. В рамках уважения к различиям также подчеркивается, что процессы рефлексии являются центральными в обучении и изменениях, в контексте экспериментирования с различными модальностями и перемещениями по различным позициям. Интересно заметить, что некоторые отголоски этой идеи обнаруживаются в подходе Дарьи Халприн к ТДТ, что снова подкрепляет нашу уверенность в важности экспериментального научения.
Необходимость перемещаться по различным точкам зрения с целью развития профессиональных отношений привела авторов, как тренеров и супервизоров, к внедрению уважения к различиям и способности к изменению позиции как педагогическому методу обучающей программы по танцевально-двигательной терапии. Различия между людьми, их опытом, позициями, идеями, ценностями и способностями были в центре внимания процессов рефлексии. Авторы оказались способны помещать себя, учебную ситуацию и процесс супервизии в более широкий контекст идей о коммуникации с конструктивной системной социальной точки зрения. Эти идеи были приняты как предположения (нашедшие продолжение в философии и техниках процессов отражения) о том, что существует множество вариантов описания и объяснения наблюдаемого поведения и различные пути для создания и понимания смыслов.
Авторы расценивают эту короткую статью как приглашение к дальнейшей дискуссии о современном развитии танцевально-двигательной терапии. Такая дискуссия кажется своевременной, так как профессия находится на самом острие различных позиций, соприкасаясь со все большим разнообразием профессиональных групп и подходов. Кроме того, самое время напомнить, что усиливающаяся саморефлексия сама по себе может не привести к конструктивному взаимодействию, которое требует совместного продвижения вперед.
Авторы представили концепции процессов рефлексии и смены позиций так, как будто они являются двумя отдельными компонентами. В рамках этой работы невозможна тщательная разработка значимости смены позиций, не только в персональном отношении или в отношении восприятия, но и в контексте разницы во времени, пространстве и различных системных отношений или диалогов. Тем не менее, предполагается, что наш доступ к различным средствам информации, которые могут удовлетворить художественные запросы (танцевальных терапевтов и арт-терапевтов) позволит расширить словарь для исследования и полноценного экспериментирования с изменениями позиций, используя художественные средства и различные модальности. чтобы засвидетельствовать наше обоюдное понимание различных уровней, включая создание личной и профессиональной идентификации в определенном контексте. В заключение, в своих тренингах, супервизорской и терапевтической работе авторы обнаружили, как говорит Робин Уильяме, что буквальное изменение позиции предполагает открытие формирующей роли различных контекстов и среды. Авторы предполагают, что это может быть приглашением к исследованию новых перспектив и понимания, ведущих к новым способам поведения в мире - ради собственного блага, а также ради блага наших клиентов, тренеров и супервизоров.

Перевод Т.Суарес (Минск)

наверх