Человек должен жить, танцуя
Александр Гиршон – известный танцор и самый известный танцевально-двигательный терапевт в России. Живет он в Москве, но сейчас находится в Ярославле. Воспользовавшись случаем, мы встретились с ним на площади Юности возле ТЮЗа, где с 24 по 27 августа будет проходить 7-ой Международный фестиваль движения и танца на Волге «Искусство движения».
Как вы познакомились с танцем?
Случилось это тоже в Ярославле. В конце 80-х мы основали пластический театр «Великая сеть». Хотя, по большому счету, его можно было назвать и студией-лабораторией. Позже здесь же возникла «Студия танцевальной импровизации».
В танце мне нравится неоднозначность его трактовки и одновременная понятность вне зависимости от того, какой язык для человека является родным. Это межкультурное явление. Он был, есть и будет повсеместно. Хотя современный танец некоторым людям довольно сложно понимать. Здесь нет ничего определенного, зрителю не разжевывается, кто и что будет делать, какой смысл имеет каждая последовательность движений. По сути создается пространство, наполнять смыслом которое должен сам зритель. Он включен в процесс, а не является простым потребителем. Это сложно, это необычно, но зато так и рождается настоящее творчество.
Вы сейчас определяете себя не как танцора, а как танцевально-двигательного терапевта.
Да. Танец сам по себе, безусловно, интересен, но для меня главное заключается в другом. У каждого человека есть несколько уровней осознания. Это касается психики, это касается тела и движения. Целью танцевально-двигательной терапии (ТДТ) является увеличение внутренней и внешней свободы человека через большее понимание себя и своего тела. Самый простой уровень такого понимания есть даже у маленьких детей, людей с психическими заболеваниями. Остальные находятся на разных ступенях, но тоже имеют достаточно ограниченное понимание себя.
И что вы предлагаете?
Движение может быть праздником, постоянным источником вдохновения, или ресурсом, если научиться его точно чувствовать. Через танец можно найти единство тела и сознани. В процессе нашего взаимодействия происходит расширение образа тела, то есть бессознательных представлений по поводу своих телесных возможностей. Какие-то действия кажутся нам привычными, а какие-то совершенно непонятными. Осваивая незнакомое, мы расширяем образ себя, то есть становимся более гармоничными., более уверенными, более раскрепощенными. Ведь мы сами можем выбирать, каким образом отреагировать на внешнее действие.
А как из простого танцора вы превратились в «танцевально-двигательного терапевта»?
Все произошло достаточно гармонично. Я уже говорил, что проводил занятия в «Студии Танцевальной Импровизации». Мы делали там достаточно интересные вещи. Шла та же работа с осознанием. И однажды меня пригласили провести мастер-класс на психологической конференции. После конференции ко мне подошли, и предложили сделать тренинг по ТДТ. С этого все и началось. По сути же, сменилось только «звание», да акценты несколько по-другому стали расставляться.
Откуда вообще появилась ТДТ?
В современных танцах сейчас очень серьезное влияние оказывает модернистское направление. Здесь главное – содержание конкретной личности, принципиальная возможность непосредственного выражения человеком своих внутренних проявлений. Отход от заданной стилистики. Из этой установки и рождается современная танцевальная терапия.
А какие еще танцевальные школы есть?
Постмодернистская, к примеру. Здесь идет игра с ролями, задаваемыми определенной культурой. В классическом бальном танце принято, что мужчина ведет, а женщина подстраивается. И это непререкаемая норма. Здесь же высвечивается узость такой позиции, партнеры меняются ролями, вплоть до того, что женщина осуществляет поддержку мужчине во время прыжков.
Александр, вы достаточно длительное время уже занимаетесь танцами. Вам это все еще интересно? Ведь по сути ничего нового не появляется.
Ну, если бы это было мне не интересно, я этим бы и не занимался. Безусловно, вещей, которые бы абсолютно переворачивали мое понимание танца очень мало, но новые оттенки постоянно добавляются. Просто чем больше о движении узнаешь, тем тоньше ощущаешь разницу между разными формами его проявления.
У Мойше Фельденкрайза есть высказывание, что походка человека также индивидуальна, как отпечатки пальцев. Вы, наверное, также видите что и где у человека в теле не так?
Сказать можно много чего, только это будет моей интерпретацией. Для человека, который ко мне пришел, особой пользы от нее не будет. Так, послушает и забудет. Гораздо важней, как сам человек внутренне понимает внешние проявления. Моя задача при этом – только инициировать и поддерживать процесс.
Я знаю, что у вас есть девиз «Жить танцуя». Откуда он вообще появился?
Интересный, кстати, момент. Вообще-то, я даже не знаю сам его придумал, или взял из книги. Когда-то давно я читал статью о Габриэлле Рот, в каком-то сомнительном издании. Тогда я уже знал о ней, как об очень известной танцовщице. И там, как мне показалось, как раз была фраза «жить танцуя». Но после, когда я пересматривал все ее труды, ни статьи этой, ни выражения не нашел. Самое близкое, что было – Dancing Path (путь танца). Так что и здесь есть неопределенность…
И последний вопрос. Что такое успех для вас?
Успех для меня имеет две стороны. Во-первых, это известность. Например, когда едешь в поезде из Москвы в Киев, а тебя узнает случайный сосед. А во-вторых, как у Марины Цветаевой: «Успех – значит, успеть». Успеть воплотить планы, которые интересны и важны. Пока эти планы есть, и пока хватает сил и времени их воплощать, человек и живет по-настоящему.
Андрей ПРОВОРОВ.
наверх
|