Александр Гиршон
Структура спонтанности Многообразие импровизационного опыта Импровизации
нельзя научить, но ей можно научиться. Стив Пэкстон Название
этой статьи является своего рода оксюмороном, сочетанием несводимых друг к другу
противоположностей. Спонтанность – это отсутствие прогнозируемой структуры, непрерывность
без повторений, опора на пустоту, поток творчества. Структура – заранее заданная
конструкция, свод правил, карта, предшествующая территории. Структура танца
детализирована в хореографии, спонтанность является безусловным атрибутом импровизации. Импровизация
исходит из мечты о безусловной свободе и демиургической жажды человека. Этот изначальный
посыл практически никогда не доходит до адекватного воплощения, становясь по ходу
дела “игрушкой в бисер”, обусловленной конкретным культурным контекстом. Импровизация
всегда существовала внутри какой-либо стилистики, будь то пение акына или hip-hop’овый
battle. Танцевальная импровизаци как явление современного искусства оформилась
только в эпоху постмодерна как возможность игры с пространством, перегруженным
культурными смыслами и стилевыми конструкциями. Определение импровизации,
данное формально (и потому безупречно и бесполезно), описывает только одну ее
грань: импровизация означает выбор среди возможностей, присутствующих
в данный момент, в противовес исполнению определенного материала, выбранного заранее
(Синтия Новак). В этом определении подразумевается, что есть некое ограниченное
(чем?) число возможностей и оператор действий с ними. Процессуальное определение
- импровизация как умение слышать свое тело, пространство и партнеров -
скорее отсылает к состоянию импровизатора, но ничего не может сказать о процессе
и результате. Все это лишь иллюстрации того, что под импровизацией подразумеваются
очень разные явления, разные по изначальному посылу. Впрочем, тоже самое можно
сказать и о танце в целом, тут спектр определений и пониманий максимально широк. Естественно,
что этот разброс определений связан с существованием различных направлений танца
так или иначе использующих слово “импровизация”, для определения того, что они
делают. Эти направления отличаются стилистикой, языком движения, использованием
музыки, подходом к композиции. Перечислим некоторые из них: “Традиционная”
- импровизация внутри определенной стилистики, прямое либо формальное наследие
фольклора, когда творчествро танцора состоит лишь в выборе, соединении заранее
заданных форм и фигур, может существовать на просторах хип-хопа, бальных и народных
танцев; искусством это называть не стоит, но удовольствие несомненно приносит,
easy-dancing. О композиции лучше умолчать, музыка понятна. “Модернистская”
– романтическая школа модерн-импровизации, выросшая в тени незабвенной Айседоры
Дункан. Представители этой ветви считают, что чувства и состояния могут быть напрямую
выражены в движении. Язык движения и его обусловленность культурной памятью и
контекстом в расчет не принимается, поэтому чаще всего появляется недоделаный
балет. Иногда простота все-таки хуже воровства. Всегда используется вдохновенная
романтическая музыка, а когда на сцене так много искренних чувств, о композиции
обычно забывают… “Постмодернистская” – искусство танцперфоманса,
в котором можно выделить несколько линий. 1.Импровизационный танцтеатр
имеет корни в театре абсурда, использует сильные визуальные и эмоциональные
образы, простой (но при этом изощренный) язык движений, абстрактную, либо пародоксальную
музыку, нелинейную композицию. 2.Контактная импровизация опирается
на физиологию, физические законы (вес, момент движения) и авторитет основателя
Стива Пэкстона. Прочно вошла в язык современного танца, правда, в виде контактного
партнеринга. В аутентичной контактной импровизации редко используется музыка,
и сам процесс несомненно важнее результата (иными словами, несценично). Бесспорно
полезная физическая и психологическая практика. 3.Импровизация Форсайта
– деконструктор балета, Уильям Форсайт довел рационализацию движения до предела
и в результате “вышел в другое измерение”. Предельная избыточность вариантов развития
любого элемента в сочетании с ясностью логики этого развития позволяет избежать
плоской рациональности. Принятие решения неизбежно включает в себя еще неуловимое
“что-то”, кроме того, что было изучено и опробовано. Тотальность личности танцовщика
на стыке рациональности и интуиции. Изощренная композиция, сложный, “ушедший из
классики” язык движения, современная авангардная музыка. Разумеется, эта
классификация, как и любые другие – условна. И цель ее – лучше понимать, что мы
имеем в виду, когда говорим слово “импровизация”. Чудо импровизации Люди,
ощутившие вкус импровизации, понимают, что такое “бедность хореографии”. Повторение
лишено аромата первозданности. Хореография изначально направлена к публике, она
делается для того, чтобы предьявить уже готовый продукт “на блюдечке”, а танцовщику
достается роль официанта, к тому же по дороге она может “испортиться”. Поэтому
она бывает скучна, несмотря на сложность, красочность и изобретательность. Импровизация,
с другой стороны, сама по себе не является презумпцией истинного творчества. Она,
как мы уже видели, может исходить из очень разных предпосылок, требует особой
подготовленности (или открытости) зрителя; можно назвать это также тусовочностью
или включенностью в культурный контекст. Чудо в импровизации, т.е. значимый
акт творения в момент “здесь и сейчас”, “разделенная благодать” (С.Пэкстон) более
вероятна в импровизации, но не гарантирована. Человек может заниматься импровизацией,
потому что не владеет хореографией, или потому, что желает точности и правды выражения.
Человек может заниматься хореографией потому, что боится импровизации, боится
другого уровня открытости (самому себе, конечно). Импровизация - это соединение
осознанного выбора и спонтанной реакции. Она включает периоды непрерывной концентрации
и удивительной моменты магии, которые никогда не повторятся. Отвечая на воображение,
интеллект, стиль, и энергию каждого человека, танцоры находят пути прорыва через
стереотипы мышления и движения, которые ограничивали их. Когда исчезает
страх, и человек реально умеет импровизировать (т.е. выстраивать отношения с пространством,
временем, зрителем, своими телесными возможностями и импульсами в настоящий момент
времени), чудо более возможно. И, хотя, чудо всегда редкость, “ставка” -
разделенная благодать - оправдывает риск. “Если вы хотите попасть в действительно
новое место, вы не можете знать, куда вы идете” (С.Пэкстон) Написано для
газеты "Танцевальный Клондайк" наверх
|