Александр Гиршон
Танец и терапия “Танец – это живой язык, которым
говорит человек… Танец требует общения прямого, потому что его носителем
и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое
тело”. Мэри Вигман Целительский потенциал танца, его гармонизирующее
воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с древних времен.
Как часть ритуалов танец являлся одним из мостов между "хаосом и космосом",
воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей
средой. В ХХ веке танец получил новый и очень мощный импульс к развитию.
Начиная с Айседоры Дункан, многие выдающие танцовщики танца модерн (Мэри Вигман,
Рут Сен-Дени и Тедди Шоун, Дорис Хамфри) пришли к новому пониманию танца – они
считали главным выражение неповторимой индивидуальности танцовщика, непосредственной
эмоциональной жизни человеческой личности. Танцевальная терапия с одной
стороны имеет корни в древних ритуалах и традициях, а с другой – является “совместным
продуктом” развития в ХХ веке современного танца и психотерапии. Можно выделить
три области применения танцтерапии: - танцтерапия больных (клиническая
танцтерапия) – в данном случае, танцтерапия чаще используется как вспомогательная
терапия, наряду с лекарственной, особенно для пациентов с нарушениясми речи. Проводится
в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40-х гг.
нашего века. - танцтерапия людей с психологическими проблемами (танцевальная
психотерапия) – один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных
запросов клиентов, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ)
или подход аналитической психологии К.Г.Юнга. Может проходить как в групповой,
так и в индивидуальной форме. Также требует достаточно длительного срока для достижения
устойчивого результата. - танцтерапия для личного развития и самосовершенствования.
Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего
в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя, своих
особых индивидуальных качеств, способом вывести неосознанные истории своего тела
на свет осознания, возможностью расширить представление о самом и себе, найти
новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми. Как “работает”
танцтерапия? Что она может дать нам? Наше тело хранит в себе память всей
нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели и тех возможностей, которые
мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего, это очень “тихий”
язык – едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие
напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем. У каждого тела
есть свои “любимые” (точнее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые
присущи именно ему. К сожалению, мы не привыкли обращать внимания на этот язык,
- на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это послание неосознанно
“считывается” другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач
танцтерапии – научить человека слышать неповторимый голос своего тела. У
нас есть определенный образ своего “я”, и даже если он не соответствует реальности,
- поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ “я” выражен в образе тела.
“Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь” – писал известный
психолог и мыслитель Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием
и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни и в нашем теле. У нас есть
ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к
счастью, мы гораздо больше, чем наши ограничения. Человек – это не некая заранее
заданная сущность, “живая статуя”, человек – это процесс и субъект развития, у
нас всегда есть возможность движения, танца. Ограничения, которые существуют
в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать)
того, чего мы по-настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более
чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец
и движение позволяет придти к новому пониманию своего “я”, своих возможностей. На
тренингах по танцтерапии мы часто работаем
с иссследованием различных качеств движения. И оказывается, что некоторые качества
нам неприятны. Мы не можем их принять. Так, достаточно часто женщины среднего
возраста не принимают "мужские", резкие и сильные движения. "Я
не такая, мне это не нравится" - говорят они. В тоже время они жалуются на
недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства. В процессе работы
выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний способно
изменить ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно
идти. Другим распространенным "слепым пятном" являются хаотические
движения, что не удивительно для городского жителя, заключенного в рамки многочисленных
личностных и социальных стереотипов. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает,
и нам становится ясно, насколько мы не привыкли и не умеем "отпускать"
себя, и насколько это лишает нас непосредственности и спонтанности. Танец
– это также взаимодействие, история человеческих взаимоотношений. У нас есть устойчивые
и ограниченные представления о себе, и это естественно создает неосознанные предпочтения
и стереотипы во взаимоотношениях с другими людьми. Через танец мы можем: -
более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений, - выразить те
чувства, которые мы не умеем и боимся выражать, - реализовать те желания,
которые нам пока страшно или неловко воплотить, - найти взаимопонимание,
которого так не хватает в повседневной жизни. Танцтерапия , таким
образом, работает с тремя областями нашей жизни: - наше тело, его возможности
и ограничения; ответ на вопрос “Что несет в мир мое тело?” - наше
представление осебе самих (надеюсь, любимых ;), расширение и раскрытие этих редставлений;
ответ на вопрос “Кто я?” - наше взаимодействие с другими людьми, сфера
межличностных отношений; ответ на вопрос “Кто ты и что мы можем вместе?”.
Жизнь тела является зеркалом сознания. В танце становятся явными, видимыми
различные качества и внутренние конфликты личности, ее неповторимость и ограниченность.
Различные категории движения - пространство, время, вес, течение (по классификации
Рудольфа фон Лабана, создателя системы анализа движения) являются метафорами основных
жизненных “тем” личности. Пространство - как много места я позволяю
себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую "свое"
пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства
мною освоены и используются, а какие - нет? Время - какой ритм более
органичен для меня? При каком ритме - быстром или медленном - я чувствую себя
более уверенным, более осознанным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие
ритмов? и т. д. Вес - насколько я чувствую свой вес? А - следовательно
- опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его
взаимодействии с гравитацией другим людям? Течение - насколько направлены
мои движения? Насколько я могу "держать" цель, определенный ритм или
стиль движения? Как часто и какие части тела "выпадают" из направленного
движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле? Другие темы, исследуемые
в танцтерапии - контакт, доверие, лидер/ведомый, сопротивление, сотрудничество
и т.д. Движение дает богатейший материал для метафор различных аспектов жизни.
Танец может быть безопасным и творческим способом выражения и принятия сложных
эмоций и чувств, раскрытием новых возможностей и качеств личности, увлекательным
путешествием к самому себе. Танцтерапия позволяет лучше понять взаимосвязь внутренней
жизни человека и ее воплощения в танце. Написано для газеты "Танцевальный
Клондайк" наверх |