Александр Гиршон
Аутентичное Движение или Истории, рассказанные телом Чаще
всего обучение танцу и движению основано на разучивании определенных последовательностей
движений, внешней форме. Но и не менее важно (а в некоторых случаях и более) качество
проживания движения, внутреннее содержание. Одним из методов танцевально-двигательной
терапии, работающих с этим внутренним содержанием движения, является техника “Аутентичного
Движения”. “Аутентичный” - значит неподдельный, подлинный, настоящий. Внешне
техника кажется простой (может быть, как и все гениальное…). Есть Движущийся и
Наблюдатель. Движущийся закрывает глаза и , слушая импульсы своего тела, следует
за ними. И раскрывает историю, которую готово поведать именно сейчас его тело. Зачастую
люди, впервые обращаясь к этой технике, недоумевают - что значит “слушать импульсы
своего тела”? “А если мне не захочется двигаться?” Мне нравится отвечать,
что у человека нет импульсов только в одном единственном случае – если он умер.
В любом другом случае эти импульсы присутствуют, но чтобы услышать их, нужно настроить
свое внимание, свою чувствительность. Эти импульсы обладают разной природой: -
Физические (телесные) импульсы, порожденные микронапряжениями в различных
частях тела. Это небольшие потягивания, сжатия, сокращения, непроизвольный перенос
веса и т. д. - Эмоциональные импульсы. В любой момент времени мы испытываем
чувства, эмоции. Они могут быть сильными или слабыми, но они есть. Покой – скука
– тревога – разочарование – злость – высвобождение – радость… и т. д., и т. д.
-Образные импульсы. Это могут быть образы, порожденные памятью или
воображением, образы, находящие отклик в теле. Для процесса Аутентичного Движения
особенно важно, что эти образы не задаются извне, не придумываются заранее, а
рождаются в самом процессе движения и естественно связаны с движениями и чувствами.
Эти различные образы перетекают друг в друга, создавая историю. Под историей
я подразумеваю не какой-либо сюжет, а скорее, целостность последовательности импульсов. Например,
сейчас я закрыл глаза и направил внимание в тело. Оно было привлечено напряжением
в области шеи. У меня появилось желание вытянуть шею. При этом моя голова немного
покачивается, как у белого медведя в зоопарке. Беспокойство, не находящее выхода.
Внимание перетекает на лицо, на нем появляются какие-то гримассы неудовольствия.
Как у обиженного ребенка. И это вызывает улыбку, а затем смех… В принципе,
Аутентичное Движение представляет собой поток сознания, выраженный в потоке движения.
Точнее – поток бессознательного, становящийся видимым, явным, воплощенным. И тогда
скрытые в бессознательном “темы” и мотивы выходят на поверхность. Мы удивляемся
им – их силе и яркости, необычности историй, живущих в нашем теле. В этих
историях, рассказываемых телом, есть особая глубина, дополнительное измерение,
волнительный вкус подлинности. Разумеется, если мы честны и внимательны к себе. И
эта глубина и удивление появляются не только у Движущегося, но и у Наблюдателя. Наблюдатель
также важен для раскрытия этих историй. Говоря метафорически, он создает дополнительный
“луч” внимания, в “свете” которого, как в свете прожектора на сцене, история Движущегося
становится более явной. Наблюдатель – это “страстный” свидетель, поддерживающее
присутствие, он никоим образом не оценивает историю движущегося. Он просто находится
рядом, сопереживая, но не вмешиваясь. И эта незримая поддержка помогает раскрыться
самым удивительным и красивым историям тела. Аутентичное Движение появилось
в 50-е годы как соединение танца модерн и аналитической психологии К.Г.Юнга. Его
основательницей является американская танцовщица Мэри Старк Уайтхаус, обучавшаяся
юнгианской терапии. Вначале она назвала свой подход “movement - to - depth” (“движение
- в - глубину”). В своей студии, Мэри заметила, что то, что делали ее ученики,
намного интереснее того, что она видела на сцене. Потому что за их движениями
стояла внутренняя правда. С тех пор Аутентичное Движение распространилось
по всему миру. Оно используется как в терапевтических целях для работы с проблемами
клиентов, так и в развивающих группах – для самоисследования и возможности честного
самораскрытия в присутствии других людей. И оно используется танцорами для нахождения
новых, эмоционально заряженных движений. Разумеется, в короткой статье невозможно
рассказать обо всем многообразии аспектов Аутентичного Движения, но я надеюсь
что по крайней мере, Вы почувствовали “вкус” этой техники – вкус правды движения,
подлинность историй, рассказанных телом. Написано для газеты "Танцевальный
Клондайк" наверх |