Александр Гиршон
Танцевальная импровизация: за пределами терапии? Применение техник танцевальной
импровизации в психотерапевтическом контекстеНа первый взгляд, импровизация
означает спонтанность творческого выражения и для большинства людей именно в этом
состоит ее ценность. Поэтому возникает вопрос - можно ли научиться импровизировать
и что это может дать? На самом деле, большинство техник обучения импровизации
(а в программах обучения современных танцоров есть такая дисциплина) построены
на увеличении чувствительности к сигналам идущим из тела - его ощущений, его памяти,
его тонкой малоосознаваемой жизни; на способности мгновенно реагировать на импульсы
идущие из тела и сигналы из окружающего пространства и, реагируя, превращать их
в историю, не всегда ясную и простую, но обладающую смыслом и своего рода красотой.
Правда, мне давно уже хотелось развенчать один из мифов, относящихся к импровизации
- миф об абсолютной спонтанности. Полная спонтанность также невозможна, как и
вечный двигатель: мы в любом случае обусловлены нашим прошлым опытом, мышечными
зажимами и культурными табу. Возможно лишь ощущение полной спонтанности - экстатическое
состояние свободы, которое достаточно редко подтверждается внешним наблюдением.
Что с этим делать? Мы не можем уйти от этой обусловленности, но нам доступно
осознание этой обусловленности. Тогда появляется расстояние между мной и тем,
что меня обуславливает, появляется возможность выбора, игры с этой обусловленностью.
В этот момент и начинается настоящая спонтанность - при возможности открыто наблюдать
за собой, при готовности к неожиданностям (не всегда приятным). Поэтому для
меня импровизация - это осознанная спонтанность. Возвращаясь к терапевтическому
и трансформационному контексту, можно отметить, что внутри него существует своего
рода дихотомия, противоречие: осознанность/спонтанность. Эти качества и навыки
обслуживаются разными школами и традициями. Спонтанность в большей степени связана
с экстатическими практиками (шаманскими, раджнишевскими, суфийскими), а осознанность
- с практиками внимательности и самонаблюдения (в первую очередь, буддистская
традиция). Спонтанность определяется доверием - себе, своим чувствам, своим реакциям,
а осознанность - рефлексией, беспристрастностью, равностным отношением, полнотой
восприятия и отсутствием "фильтров восприятия". Использование техник
импровизации позволяет соединять эти зачастую противоположные состояния и навыки,
обретать большую целостность и полноту мироощущения и самовыражения. Поскольку
многие упражнения выполняются в формате "кто-то делает, кто-то смотрит",
выявляется и постепенно исчезает страх публичного выступления, который как известно
иногда сильнее страха смерти. Декларируемый экспериментальный аспект снижает страх
оценки. Развитие чувствительности и готовности к неожиданности - страх неизвестного.
Упражнения по структурной импровизации и композиции являются простым и наглядным
обучением метаструктурам взаимодействия: присоединению, противодействию (контрасту)
и комплиментарности (дополнительности). Упражнения на групповую импровизацию
развивают целостное видение ситуации (что важно - в динамике) и своего места в
ней. Многие упражнения направлены на то, чтобы сохранять определенное состояние
в меняющихся условиях и этот навык сохранения состояния достаточно легко переносится
на жизненные ситуации. Поскольку подобные занятия не преследуют терапевтических
целей напрямую, а носит скорее обучающий и развлекательный характер, многие защиты
просто не включаются. Разумеется техники танцевальной импровизации не являются
заменой терапии, как бы "не доходят" до нее. Например, если во время
импровизации я нахожу движение, чем-то эмоционально "цепляющее" меня,
то в терапевтическом контексте мне необходимо выяснить, обращаясь к чувствам,
ощущениям и воспоминаниям, что стоит за этим движением - какое состояние, качество
или история, тогда как во время "просто импровизации" достаточно получить
удовольствие от этого движения и найти ему место в общей "истории".
Можно сказать, что терапевтический процесс "встроен" внутрь импровизационных
техник, хотя сама импровизация имеет самостоятельную самодостаточную ценность.
наверх |