Александр Гиршон
Танец между землей и небом Базовые культурные метафоры как
структура опыта. Существуют базовые культурные метафоры, с помощью которых
человек структурирует и организует свой опыт. В каком-то смысле они определяют
наш способ восприятия и осмысления мира. Эти мифологические метафоры определяли
мировосприятие и мышление примитивных народов. Наследие этого способа восприятия
и мышления несет в себе каждый из нас. Существует большое количество мифов нашей
жизни, которые мы не замечаем, хотя они воздействуют на нас. Вертикальное
измерение человеческих ценностей Классический балет, как и вся европейская
культура, покоится на костях и плоти христианства, которое предполагает вертикальное
направление духовности и ее опппозицию с “греховным” низом. Эта пространственная
направленность отражается в языке (“высокие” и “низменные” чувства, мир “горний
и тварный” и т.д.), архитектуре (особенно характерно демонстрируют это готические
соборы) и неосознаваемых предпочтениях при восприятии танца (сравните достаточно
обычную реакцию неподготовленного зрителя на распространненные в современном танце
движения в партере – “Что они ползают? Это же некрасиво!” J ). Направление
вверх является лишь одним из возможных измерений духовности. Так, у американских
индейцев племени пуэбло священное пространства, своего рода храм, называемый “кива”,
располагается под землей. Его самая главная часть, “сипапу”, представляет собой
маленькое узкое отверстие, ведущее в сокровенное сердце Земли. Для их танца характерны
сильные удары по земле. Традиционный целитель из Ванкувера пишет: “Соединяя удары
ног по земле с ритмом барабана, мы связываем наши духовные корни с корнями Матери
Земли…”. В духовных традициях американских индейцев важную роль играет не только
Мать-Земля (как и в любом язычестве, в т.ч. славянском), но и Отец-Небо. В
космогонии Древнего Китая существовала триада: Земля-Человек-Небо, и истинная
гармония, следование Дао предполагало согласование пути Земли и пути Неба. Какое
отношение это имеет к танцтерапии? Телесный низ – телесный верх На
танцевально-психологических тренингах “Жить Танцуя”, которые я веду в течение
последних 8 лет, одной из базовых тем исследования является оппозиция и интеграция
“верха” и “низа”. Достаточно быстро участники тренингов замечают, что движение
в нижней половине тела “проходит” хуже, сложнее найти новые возможности, бедра,
колени и ступни ощущаются более ригидными, “неживыми”. Это достаточно известное
явление, описанное в телесноориентированной психологии как отсутствие “заземленности”,
“укорененности”. Оно встречается почти у каждого современного городского жителя. Это
отсутствие “заземленности” ассоциативно связано с темами уверенности, доступа
к сильным переживаниям, нахожденя естественного баланса и равновесия и т.д. Работа
с весом позволяет обнаружить излишнее напряжение в теле, которым мы “держим” себя,
что формирует привычный, но зачастую неэффективный телесный “образ Я”. “Возвращение
корней” – это обращение к естественным источникам силы. Телесный низ связан для
нас, с одной стороны, с энергией “животного мира”, а сдругой стороны, - с детством,
когда мы реально находимся “ближе к земле”. Движения в этой области символически
связаны с детством (ползанье, ходьба на четвереньках) и спуском по эволюционной
лестнице к животным и земноводным, спуском в дочеловеческое, хтоническое. Это
“нисхождение” часто дает доступ к другим энергиям и чувствам, что может привлекать,
но может и пугать, т.к. связано с изменением образа “Я”. В целом, можно сказать,
что двигаясь в этой области, человек чувствует себя более живым, но менее человеком. Телесный
верх для нас связан больше с “высокими чувствами”, постоянной драмой “жажды и
страха полета” в человеческой жизни. Для многих людей нашей культуры доступ к
движениям в этой области связан с прорывом, воплощением нереализованного, идеального
“Я”; мечтой о свободе, полете и танце, идущими из детства. Или же расширением
образа “Я”, освоением нового и незнакомого. Отказ от движений в этой зоне иногда
связан со страхом “оторваться от земли” (в основном, у мужчин среднего возраста
с устойчивым социальным положением), страхом потерять свой вес, разрушить сложившийся
и достаточно эффективный образ “Я”. Хотя изменение – это не всегда разрушения,
а иногда просто расширение. Интеграция верха и низа дает нам два положительных
эффекта: 1. Обретение большей целостности тела. Привычный для западного
человека “образ тела” – “большая голова на тоненьких ножках” - сменяется более
реалистичным и точным образом тела и, следовательно, образом своего “Я”.
2. Нахождение внутреннего центра, он же геометрический центр тела, центр тяжести
и энергетический центр в восточных традициях. Когда мы заново открываем эти
возможности танца, мы можем действительно почувствовать силу и яркость того, что
в далекие времена называлось “танцем с землей и небом”. Наша свобода состоит в
том числе и в свободе отождествления с любой частью своего безграничного внутреннего
мира. Танец, который всегда с тобой Мы несем внутри себя все
мифы и открытия человеческой культуры, даже если не осознаем их. В моем
теле живет не только моя личная история, но и история моего рода и всего человечества,
история всего живого. И важно использовать силу этой истории, этих мифов и помнить
об их ограничениях. В конце концов, любое наше дейсвие и любое явление окружающего
мира можно рассматривать как “только танец” (Аллан Уоттс), а любой танец – это
танец между Землей и Небом. Написано для газеты "Танцевальный Клондайк"
наверх |