Александр
Гиршон Танец и измененные состояния сознания (ИСС). Резеде
Кучкаровой, с благодарностью за тему Эта статья возникла
из интернет-обсуждений о правомерности/неправомерности использования измененных
состояний сознания (ИСС) в обучении танцу и импровизации. В какой-то момент я
осознал, что уже не совсем понимаю, что такое обыденное состояние сознания. Многолетний
опыт работы с ИСС размыл границы между различными состояниями. Поэтому здесь я
попробую разобраться с двумя этими понятиями - "танец" и "ИСС",
а также феноменами, которые стоят за этими терминами и их взаимоотношениями. Будем
подходить с двух сторон - со стороны авторитетных источников и со стороны личного
опыта. From the sources Что такое обыденное состояние сознания?
В европейской культуре нормой (обычаем?) полуосознанно считается экстравертированная
и рациональная направленность сознания. Т.е. все, что интровертировано и нерационально,
автоматически выпадает за пределы нормы, обыденности. Но, честно говоря, рациональность,
превозносимая в европейской шкале ценностей, является недостижимым миражом. При
этом "обычное состояние является окказионально невротическим в том смысле,
что в нем рациональность оказывается лишь рационализацией тех процессов, которые
основаны на бессознательных побуждениях и эмоциях". Один из основателей
американского прагматизма Уильям Джеймс писал еще в начале ХХ в.: "Наше нормальное
бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более,
чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от
него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы
можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный
стимул, - и они появятся во мгновение ока и во всей полноте: - определенные умонастроения,
которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены". Чарльз
Тарт отмечает, что определения "более высокого и более низкого" уровней
сознания зависят от мировоззрения человека и ценностной ориентации культуры в
целом. Так, например, в западной ценностной шкале высшим принято считать состояние
полной рациональности. В соответствии с этой шкалой более низкими являются творческие
состояния (обращение к внутренним импульсам личности), еще ниже - сон, интоксикация
марихуаной, психопатические состояния, состояния, вызванные галлюциногенами, и
токсикогенный психоз. "По-видимому, - пишет Ч.Тарт, - эта шкала молчаливо
признается большинством западных интеллектуалов. Подчеркнем - именно молчаливо.
Это значит, что оценки этой шкалы вплетены в общую ткань системы ценностей нашего
общества... оценки по этой шкале чаще всего делаются неявным образом. Когда система
ценностей или ее предпосылки имплицитны, человек не осознает их наличия и потому
не подвергает их сомнению. Он просто автоматически воспринимает мир и мыслит,
основываясь на этой системе с ее предпосылками". Диапазон ситуаций,
приводящих к ИСС, весьма широк. Это могут быть сцены обыденной жизни, "когда
"говорят под руку", близкие к ним ситуации одновременного выполнения
двух сходных по характеру видов деятельности (чтение лекции и одновременное
заглядывание в текст, декламация роли и выслушивание подсказок суфлера). Это и
ситуации интимной близости, и прослушивание психоделической музыки со значительным
ритмическим компонентом. Это также увлечения, принимающие характер аддикций. Хронические
и острые соматические заболевания с изменением интроцепции и усиленным восприятием
висцеральных сигналов также неизменно сопровождаются ИСС. Любые обстоятельства,
связанные с угрозой для жизни, как то: прыжки с парашютом и многие экстремальные
ситуации в профессиональной деятельности летчиков, моряков, полярников, космонавтов,
каскадеров и др., могут рассматриваться в качестве стимулов ИСС. Арнольд Людвиг,
классифицируя "измененные состояния сознания", как о источниках говорит
в том числе о молитве, медитации, а также о длительной социальной депривации (нахождении
в море, в пустыне), гипнозе автострады, полной неподвижности и даже крайней скуке.
В числе причин ИСС называются "нарушение суточного ритма, физическое
и умственное перенапряжение, затрудненная адаптация, дезадаптация и переадаптация
и т.п., нередко сочетающиеся с глубокими психическими переживаниями, информационной
неопределенностью, социально-психологическими ограничениями, субъективно нереализованными
устремлениями и др.". Кроме того, возникновение ИСС было связано с "аутогенной
тренировкой, творческой работой, выполнением ритуалов". К ним может приводить
воздействие промышленных и бытовых химически вредных веществ, а также прием таких
медикаментов, как пептиды, ноотропы, стимуляторы, наркотики, транквилизаторы,
сборы некоторых трав и т.д. Также выделяются ИСС, вызванные ритуальными танцами,
принятием определенных поз, регуляцией дыхания, постоянно повторяющимися молитвами,
аскетизмом и т.п. Данные о разнообразии измененных состояний сознания
и о множестве причин, вызывающих эти состояния, указывают на то, что изменение
сознания есть естественная адаптивная реакция. Причины, вызывающие ИСС, объединяет
механизм их реализации. Во всех случаях имеет место активация правого полушария
и изменения в восприятии сенсорных сигналов. Такие изменения наступают либо вследствие
видоизменения (усиления, полного или частичного блокирования) внутренних и внешних
стимулов, либо опосредованно за счет влияния на нейромедиаторы, нейрональные синапсы
с ускорением или замедлением передачи сигналов. В результате утрачивается способность
к анализу измененных сенсорных сигналов. Если же говорить не о нейрофизиологических
предпосылках восприятия, а о сознании, то изменение его исходного состояния возникает
во всех случаях нарушения способности человека регулировать взаимодействие с внешним
миром прежним способом. По Г.Кромбаху, ИСС определяются как патологические
лишь в том случае, если возникают спонтанно и отвечают следующим характеристикам:
1) становятся доминирующим опытом повседневной жизни; 2) исключают решения, адекватные
повседневной жизни; 3) если в том контексте, где они развиваются, отсутствуют
когнитивные или социальные структуры для взаимодействия с ИСС. Основные
признаки "измененности": 1. изменение образа тела, часто выражающееся
в деперсонализации, размывании границ между собой и другими, миром и вселенной;
2. ярчайшие взрывы подавляемых "обычным" состоянием эмоций - от
экстаза и оргазма до глубокого страха и депрессии; 3. изменения в мышлении,
в результате которого могут исчезать причинно-следственные отношения; 4.
изменение чувства времени, которое может восприниматься мгновением или бесконечностью;
5. ощущение абсолютного понимания и озарения; 6. ощущение невыразимости
"обыденными" словами; 7. гипервнушаемость Благодаря изменениям
сознания осуществляются его основные функции: ориентировка и приспособление. В
обычных условиях сохранение равновесия со средой не требует изменения сознания,
ибо осуществляется в рамках исходного состояния. Когда же человек должен сохранить
взаимодействие с окружением в новых и особенно в неблагоприятных условиях, наступает
изменение сознания. Распространенность ситуаций, инициирующих ИСС, позволяет
сказать, что фактически вся жизнь есть лишь на время прерывающаяся динамика подобных
ситуаций, и нормально функционирующее сознание - это сознание, способное изменяться.
Процесс изменения сознания может сопровождаться психическими реакциями, выходящими
за границы нормы, и включает период дестабилизации и адаптивных реакций. IMHO
Все множество ИСС может быть разделено на два класса: суженных состояний
сознания и расширенных состояний сознания. С одной стороны, это метафоры,
но они достаточно точно отражают внутренний, субъективный опыт. Мой опыт суженных
ИСС говорит от том, что чаще они связаны с жесткими техниками и техниками концентрации.
Расширенные состояния сознания подразумевают "расширение поля внимания",
мягкую динамику процессов и потенциальную возможность контроля над "выходом"
из ИСС. Танцевальные техники обращаются и к обоим классам состояний.
В танцевальных практиках примером суженных ИСС являются трансовые танцы.
Механизм возникновения - длительная монотония: движений, ритма музыки.
Могут дать опыт "отпускания тела", но имеют смысл только в контексте
работы с концептуальными моделями и вербальными техниками осознавания (по принципу
маятника или контраста). В техниках импровизации РСС возникает
за счет расширения поля внимания: необходимо одновременно удерживать внимание
на телесных импульсах, чувствах и образах, на действиях и реакциях партнеров,
внимании зрителей, пространстве сцены как целом, развитии перформанса во времени…
и при этом действовать (и иногда быть неподвижным). Можно назвать это разновидностью
uptime-транса. При этом часто изменяется восприятие времени. Чаще всего оно "расширяется",
но иногда появляется двойное изменение времени: оно и длительно, продолженно и
вместе с тем - мгновенно, моментально, "пролетает незаметно".
Это расширение "разбирает" привычную систему фиксации внимания и - либо
привычные стереотипы оказываются сильнее и система фиксируется жестче, либо система
"body/mind/spirit" переходит в другой режим функционирования, тонкого
динамического балансирования на грани дезадаптации/адаптации, создавая предпосылки
для "пробоя" бессознательного, моментально утилизируемого в художественных
целях. В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов
возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Джоан Чодоров
пишет, что "танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к
самым ранним переживаниям. "Движущийся" часто начинает лежа на полу
или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, "движущийся"
воссоздает ситуацию во многом напоминающую сенсомоторный поток переживаний младенца".
Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные
с опытом раннего детства - радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое
одиночество и высокая значимость телесного контакта (особенно с "наблюдателем",
олицетворяющим ранний объект). Некоторые переживания можно интерпретировать и
как перинатальный опыт (опыт рождения, Базовые Перинатальные Матрицы по Грофу). Cвободный
поток импульсов, ассоциации и фантазий, воплощаемых телом, полностью поглощает
внимание, и по логике развития близок к прихотливой динамике сна - любые темы,
мотивы и образы могут трансформироваться, менять значение и смысл, сменять друг
друга без видимой связи. Само это смешение различных областей опыта выводит за
пределы обыденной логики событий. И все, что нужно для этого - честность и внимательность
к телесным импульсам. Достаточно часто возникает идентификация с нечеловеческими
формами жизни - животными, насекомыми и т.п. Эти переживания обладают также вполне
человеческим смыслом, по классификации Д.Чодоров они относятся к "примитивному"
(primordial) бессознательному. Во время процесса АД также могут появиться особенно
значимые эмоциональные образы, с позиции аналитической психологии, трактуемые
как архетипы. Во внутреннем плане они характеризуются а) изменениями образа тела
(его пропорций, возраста, человечности его формы); б) соединением образной и,
иногда, сюжетной истории с повышенным ощущением значимости происходящего. Для
наблюдателя эти изменения в качестве движения партнера также оказываются заметны
и значимы. Дополнительным "обеспечением" ИСС в Аутентичном
Движении является ритуальная структура сессии: "магический круг", роли
"mover/witness", задающие границу состояний, и т.д. Но особую
роль для возникновения ИСС в танцевальных практиках играют экстатические переживания.
Слово "экстаз" - греческого происхождения: ek-stasis в подстрочном
переводе буквально означает "из равновесия", или "из
состояния", или "смещение"; в разговорной речи обычно
употребляется в значении "крайней степени возбуждения" или "восторга".
Греческое "экстаз", как отмечает М. Хайдеггер, родственно латинскому
ek-sisteo - "вы-ступаю" (экзистенция). В философско-культурологическом
контексте есть смысл переводить слово "экстаз" как "выход-из-себя".
В танце движется, "выходит-из-себя" весь человек - его тело, чувства,
память, воображение. Экстатические переживания в танце базируются
на естественной, первобытной "радости движения". "Словами нельзя
передать неизмеримое чувство радости, любви к жизни, очарование существованием,
которые охватывают танцующего человека" (Труди Шуп). С точки зрения современной
этологии естественным источником движения является ауторитмия - самопроизвольная
активность центральной нервной системы, которая осуществляется без какого бы то
ни было воздействия афферентной стимуляции и проявляются в ритмизированных и скоординированных
движениях организма. Рефлексы и другие механизмы ВНД надстраиваются над этой первичной
жизненной активностью, направляя и ограничивая ее. Таким образом, либо
через монотонию трансовых танцев, либо через деконструкцию стереотипов и отпускание
тела в импровизации, мы можем обратиться к этому древнейшему источнику движения.
Интересно, что обращение к этому "примитивному" слою сознания, связано
с состояниями радости и восторга. Это отмечают и другие исследователи тела-сознания.
Например, основатель vivation Джим Ленард говорит об "океане блаженства",
существующем на уровне физических ощущений. Получается, что в теле всегда есть
состояние, слой восприятия, в котором мы не можем делать ничего, кроме как радоваться,
радоваться жизни как таковой. Танец дает прямой и простой доступ к этому слою.
Более ста лет назад Д. Овсянико-Куликовским в работе "Опыт изучения
вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних
ступенях развития общественности", приходит к выводу, что экстаз - естественное
состояние человека. И если человек - не патология природы, но ее естественная
часть, а человек экстатичен, то, следовательно, природа в какой-то своей части,
в какой-то мере всегда экстатична. То есть экстаз есть состояние реальности, включенность
или, говоря словами Платона, причастность к реальности. Более того, согласно Овсянико-Куликовскому,
"оскудение стихии экстаза нормального, вытекающего из самой сущности психического
взаимодействия, вызывает страдание, недовольство, неудовлетворенность, скуку…".
Человек, лишенный возможности быть причастным к экстатической практике, начинает
деградировать. И, напротив, человек, причастный к экстазам, движется к творчеству,
к творческому вдохновению. Таким образом, в танце используются следующие
способы достижения ИСС: · Длительная монотония · Расширение поля внимания
· Регрессия · Сильные эмоциональные (экстатические) переживания Разумеется,
этот краткий обзор не отвечает на многие вопросы: существует ли "танцевальная"
специфика ИСС, т.е. те состояния, которых невозможно достичь другими способами?
Каков разумный баланс ИСС/ОСС в обучении танцу? В программе личностного развития?
И т.д. Что является предметом дальнейших исследований. |