Home PageРасписаниеСсылкиКонтакты
ПроектыТекстыФото

Александр Гиршон
Танец и измененные состояния сознания (ИСС).

Резеде Кучкаровой,
с благодарностью за тему

Эта статья возникла из интернет-обсуждений о правомерности/неправомерности использования измененных состояний сознания (ИСС) в обучении танцу и импровизации. В какой-то момент я осознал, что уже не совсем понимаю, что такое обыденное состояние сознания. Многолетний опыт работы с ИСС размыл границы между различными состояниями. Поэтому здесь я попробую разобраться с двумя этими понятиями - "танец" и "ИСС", а также феноменами, которые стоят за этими терминами и их взаимоотношениями. Будем подходить с двух сторон - со стороны авторитетных источников и со стороны личного опыта.

From the sources
Что такое обыденное состояние сознания? В европейской культуре нормой (обычаем?) полуосознанно считается экстравертированная и рациональная направленность сознания. Т.е. все, что интровертировано и нерационально, автоматически выпадает за пределы нормы, обыденности. Но, честно говоря, рациональность, превозносимая в европейской шкале ценностей, является недостижимым миражом. При этом "обычное состояние является окказионально невротическим в том смысле, что в нем рациональность оказывается лишь рационализацией тех процессов, которые основаны на бессознательных побуждениях и эмоциях".

Один из основателей американского прагматизма Уильям Джеймс писал еще в начале ХХ в.: "Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более, чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, - и они появятся во мгновение ока и во всей полноте: - определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены".

Чарльз Тарт отмечает, что определения "более высокого и более низкого" уровней сознания зависят от мировоззрения человека и ценностной ориентации культуры в целом. Так, например, в западной ценностной шкале высшим принято считать состояние полной рациональности. В соответствии с этой шкалой более низкими являются творческие состояния (обращение к внутренним импульсам личности), еще ниже - сон, интоксикация марихуаной, психопатические состояния, состояния, вызванные галлюциногенами, и токсикогенный психоз. "По-видимому, - пишет Ч.Тарт, - эта шкала молчаливо признается большинством западных интеллектуалов. Подчеркнем - именно молчаливо. Это значит, что оценки этой шкалы вплетены в общую ткань системы ценностей нашего общества... оценки по этой шкале чаще всего делаются неявным образом. Когда система ценностей или ее предпосылки имплицитны, человек не осознает их наличия и потому не подвергает их сомнению. Он просто автоматически воспринимает мир и мыслит, основываясь на этой системе с ее предпосылками".

Диапазон ситуаций, приводящих к ИСС, весьма широк. Это могут быть сцены обыденной жизни, "когда "говорят под руку", близкие к ним ситуации одновременного выполнения двух сходных по характеру видов деятельности (чтение лекции и одновременное заглядывание в текст, декламация роли и выслушивание подсказок суфлера). Это и ситуации интимной близости, и прослушивание психоделической музыки со значительным ритмическим компонентом. Это также увлечения, принимающие характер аддикций. Хронические и острые соматические заболевания с изменением интроцепции и усиленным восприятием висцеральных сигналов также неизменно сопровождаются ИСС. Любые обстоятельства, связанные с угрозой для жизни, как то: прыжки с парашютом и многие экстремальные ситуации в профессиональной деятельности летчиков, моряков, полярников, космонавтов, каскадеров и др., могут рассматриваться в качестве стимулов ИСС. Арнольд Людвиг, классифицируя "измененные состояния сознания", как о источниках говорит в том числе о молитве, медитации, а также о длительной социальной депривации (нахождении в море, в пустыне), гипнозе автострады, полной неподвижности и даже крайней скуке.

В числе причин ИСС называются "нарушение суточного ритма, физическое и умственное перенапряжение, затрудненная адаптация, дезадаптация и переадаптация и т.п., нередко сочетающиеся с глубокими психическими переживаниями, информационной неопределенностью, социально-психологическими ограничениями, субъективно нереализованными устремлениями и др.". Кроме того, возникновение ИСС было связано с "аутогенной тренировкой, творческой работой, выполнением ритуалов". К ним может приводить воздействие промышленных и бытовых химически вредных веществ, а также прием таких медикаментов, как пептиды, ноотропы, стимуляторы, наркотики, транквилизаторы, сборы некоторых трав и т.д. Также выделяются ИСС, вызванные ритуальными танцами, принятием определенных поз, регуляцией дыхания, постоянно повторяющимися молитвами, аскетизмом и т.п.

Данные о разнообразии измененных состояний сознания и о множестве причин, вызывающих эти состояния, указывают на то, что изменение сознания есть естественная адаптивная реакция.
Причины, вызывающие ИСС, объединяет механизм их реализации. Во всех случаях имеет место активация правого полушария и изменения в восприятии сенсорных сигналов. Такие изменения наступают либо вследствие видоизменения (усиления, полного или частичного блокирования) внутренних и внешних стимулов, либо опосредованно за счет влияния на нейромедиаторы, нейрональные синапсы с ускорением или замедлением передачи сигналов. В результате утрачивается способность к анализу измененных сенсорных сигналов. Если же говорить не о нейрофизиологических предпосылках восприятия, а о сознании, то изменение его исходного состояния возникает во всех случаях нарушения способности человека регулировать взаимодействие с внешним миром прежним способом.

По Г.Кромбаху, ИСС определяются как патологические лишь в том случае, если возникают спонтанно и отвечают следующим характеристикам: 1) становятся доминирующим опытом повседневной жизни; 2) исключают решения, адекватные повседневной жизни; 3) если в том контексте, где они развиваются, отсутствуют когнитивные или социальные структуры для взаимодействия с ИСС.

Основные признаки "измененности":
1. изменение образа тела, часто выражающееся в деперсонализации, размывании границ между собой и другими, миром и вселенной;
2. ярчайшие взрывы подавляемых "обычным" состоянием эмоций - от экстаза и оргазма до глубокого страха и депрессии;
3. изменения в мышлении, в результате которого могут исчезать причинно-следственные отношения;
4. изменение чувства времени, которое может восприниматься мгновением или бесконечностью;
5. ощущение абсолютного понимания и озарения;
6. ощущение невыразимости "обыденными" словами;
7. гипервнушаемость

Благодаря изменениям сознания осуществляются его основные функции: ориентировка и приспособление. В обычных условиях сохранение равновесия со средой не требует изменения сознания, ибо осуществляется в рамках исходного состояния. Когда же человек должен сохранить взаимодействие с окружением в новых и особенно в неблагоприятных условиях, наступает изменение сознания.

Распространенность ситуаций, инициирующих ИСС, позволяет сказать, что фактически вся жизнь есть лишь на время прерывающаяся динамика подобных ситуаций, и нормально функционирующее сознание - это сознание, способное изменяться. Процесс изменения сознания может сопровождаться психическими реакциями, выходящими за границы нормы, и включает период дестабилизации и адаптивных реакций.

IMHO
Все множество ИСС может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания. С одной стороны, это метафоры, но они достаточно точно отражают внутренний, субъективный опыт. Мой опыт суженных ИСС говорит от том, что чаще они связаны с жесткими техниками и техниками концентрации. Расширенные состояния сознания подразумевают "расширение поля внимания", мягкую динамику процессов и потенциальную возможность контроля над "выходом" из ИСС. Танцевальные техники обращаются и к обоим классам состояний.

В танцевальных практиках примером суженных ИСС являются трансовые танцы. Механизм возникновения - длительная монотония: движений, ритма музыки. Могут дать опыт "отпускания тела", но имеют смысл только в контексте работы с концептуальными моделями и вербальными техниками осознавания (по принципу маятника или контраста).

В техниках импровизации РСС возникает за счет расширения поля внимания: необходимо одновременно удерживать внимание на телесных импульсах, чувствах и образах, на действиях и реакциях партнеров, внимании зрителей, пространстве сцены как целом, развитии перформанса во времени… и при этом действовать (и иногда быть неподвижным). Можно назвать это разновидностью uptime-транса. При этом часто изменяется восприятие времени. Чаще всего оно "расширяется", но иногда появляется двойное изменение времени: оно и длительно, продолженно и вместе с тем - мгновенно, моментально, "пролетает незаметно".

Это расширение "разбирает" привычную систему фиксации внимания и - либо привычные стереотипы оказываются сильнее и система фиксируется жестче, либо система "body/mind/spirit" переходит в другой режим функционирования, тонкого динамического балансирования на грани дезадаптации/адаптации, создавая предпосылки для "пробоя" бессознательного, моментально утилизируемого в художественных целях.

В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Джоан Чодоров пишет, что "танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к самым ранним переживаниям. "Движущийся" часто начинает лежа на полу или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, "движущийся" воссоздает ситуацию во многом напоминающую сенсомоторный поток переживаний младенца". Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства - радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое одиночество и высокая значимость телесного контакта (особенно с "наблюдателем", олицетворяющим ранний объект). Некоторые переживания можно интерпретировать и как перинатальный опыт (опыт рождения, Базовые Перинатальные Матрицы по Грофу).

Cвободный поток импульсов, ассоциации и фантазий, воплощаемых телом, полностью поглощает внимание, и по логике развития близок к прихотливой динамике сна - любые темы, мотивы и образы могут трансформироваться, менять значение и смысл, сменять друг друга без видимой связи. Само это смешение различных областей опыта выводит за пределы обыденной логики событий. И все, что нужно для этого - честность и внимательность к телесным импульсам.

Достаточно часто возникает идентификация с нечеловеческими формами жизни - животными, насекомыми и т.п. Эти переживания обладают также вполне человеческим смыслом, по классификации Д.Чодоров они относятся к "примитивному" (primordial) бессознательному. Во время процесса АД также могут появиться особенно значимые эмоциональные образы, с позиции аналитической психологии, трактуемые как архетипы. Во внутреннем плане они характеризуются а) изменениями образа тела (его пропорций, возраста, человечности его формы); б) соединением образной и, иногда, сюжетной истории с повышенным ощущением значимости происходящего. Для наблюдателя эти изменения в качестве движения партнера также оказываются заметны и значимы.

Дополнительным "обеспечением" ИСС в Аутентичном Движении является ритуальная структура сессии: "магический круг", роли "mover/witness", задающие границу состояний, и т.д.

Но особую роль для возникновения ИСС в танцевальных практиках играют экстатические переживания. Слово "экстаз" - греческого происхождения: ek-stasis в подстрочном переводе буквально означает "из равновесия", или "из состояния", или "смещение"; в разговорной речи обычно употребляется в значении "крайней степени возбуждения" или "восторга". Греческое "экстаз", как отмечает М. Хайдеггер, родственно латинскому ek-sisteo - "вы-ступаю" (экзистенция). В философско-культурологическом контексте есть смысл переводить слово "экстаз" как "выход-из-себя". В танце движется, "выходит-из-себя" весь человек - его тело, чувства, память, воображение.

Экстатические переживания в танце базируются на естественной, первобытной "радости движения". "Словами нельзя передать неизмеримое чувство радости, любви к жизни, очарование существованием, которые охватывают танцующего человека" (Труди Шуп). С точки зрения современной этологии естественным источником движения является ауторитмия - самопроизвольная активность центральной нервной системы, которая осуществляется без какого бы то ни было воздействия афферентной стимуляции и проявляются в ритмизированных и скоординированных движениях организма. Рефлексы и другие механизмы ВНД надстраиваются над этой первичной жизненной активностью, направляя и ограничивая ее.

Таким образом, либо через монотонию трансовых танцев, либо через деконструкцию стереотипов и отпускание тела в импровизации, мы можем обратиться к этому древнейшему источнику движения. Интересно, что обращение к этому "примитивному" слою сознания, связано с состояниями радости и восторга. Это отмечают и другие исследователи тела-сознания. Например, основатель vivation Джим Ленард говорит об "океане блаженства", существующем на уровне физических ощущений. Получается, что в теле всегда есть состояние, слой восприятия, в котором мы не можем делать ничего, кроме как радоваться, радоваться жизни как таковой. Танец дает прямой и простой доступ к этому слою.

Более ста лет назад Д. Овсянико-Куликовским в работе "Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности", приходит к выводу, что экстаз - естественное состояние человека. И если человек - не патология природы, но ее естественная часть, а человек экстатичен, то, следовательно, природа в какой-то своей части, в какой-то мере всегда экстатична. То есть экстаз есть состояние реальности, включенность или, говоря словами Платона, причастность к реальности. Более того, согласно Овсянико-Куликовскому, "оскудение стихии экстаза нормального, вытекающего из самой сущности психического взаимодействия, вызывает страдание, недовольство, неудовлетворенность, скуку…". Человек, лишенный возможности быть причастным к экстатической практике, начинает деградировать. И, напротив, человек, причастный к экстазам, движется к творчеству, к творческому вдохновению.

Таким образом, в танце используются следующие способы достижения ИСС:
· Длительная монотония
· Расширение поля внимания
· Регрессия
· Сильные эмоциональные (экстатические) переживания

Разумеется, этот краткий обзор не отвечает на многие вопросы: существует ли "танцевальная" специфика ИСС, т.е. те состояния, которых невозможно достичь другими способами? Каков разумный баланс ИСС/ОСС в обучении танцу? В программе личностного развития? И т.д. Что является предметом дальнейших исследований.

наверх