Памела Уайтекер (Pamela
Whitaker) Танец и современная субъективность (Из статьи "Движение,
импровизация и телесные ощущения в арт-терапии")В танце "я"
выступает скорее в качестве глагола, а не существительного (FitzGerald, 2001;
p. 18): изменения положения тела или характера движения отражают психологические
и физические трансформации личности. Репрезентации "я" при этом варьируют:
как только создан один образ, появляется другой. "Я" таким образом представлено
в виде некой последовательности или процесса. Танец "нефиксирован";
в каждый момент времени он предполагает движение в новом направлении новые действия.
Теория танцедвигательной терапии позволяет рассмотреть тело на физическом и метафорическом
уровнях как отражение "смысла в движении" (Desmond, 1997), неустойчивой
идентичности и "текучих" репрезентаций. Все это характерно для соврменной
культуры, отличительными чертами которой являются транснациональность, безграничность,
путешествия, множественность. Современные культурологические исследования и исследования
телесного опыта предполагают использование представлений психоанализа, феноменологического
подхода, телесно-ориентированной терапии, психологии и психосоматической медицины.
Грани между отдельными дисциплинами не являются более жесткими и носят открытый
характер. Концепции танцедвигательной терапии, дополняемые теорией культуры, позволяют
понять, "как социальная идентичность человека отражается в стиле его поведения
и как использование им своего тела в танце раскрывает, усиливает или дополняет
движения его тела вне танца, в том или ином историческом контексте" (Desmond,
1997; p. 29). По мнению Эллиотта (Elliott, 2000), четких границ "я"
больше не существует; современное "я" характеризуется постоянно увеличивающейся
восприимчивостью к иным позициям и "поразительной терпимостью" к противоречиям.
Оно также совмещает в себе разные стили жизни, двигаясь между множеством различных
фокусов значений. Альтернативные точки зрения делают идентичность менее фиксированной.
разрушают стереотипы и бытие "в единственно возможном виде". Подвижность
реакций и способность к постоянной адаптации к внешним изменениям и стрессам в
значительной мере связаны с таким сознанием, которое характеризуется "физической
и имажинативной алертностью" (Tufnell, 2000; p. 19). "Мы должны
постоянно изобретать способы, с помощью которых можно было бы придавать форму
тому. что мы ощущаем, и тому, что еще н нашло своего воплощения… Мы чувствуем
и "знаем" на телесном уровне очень многое, задолго до того, как можем
обозначить все это словами" (Tufnell, 2000, p. 14). Теория танцедвигательной
терапии в значительной мере связана с понятием "неустойчивости" в смысле
субъктивности, языка, форм и репрезентаций. Каким же образом мы постигаем "органичность"
нашего тела через непреднамеренные движения и изменение его ощущений? Теория танцедвигательной
терапии позволяет понять то, что такое "привычные движения" и каким
образом они связаны с неразрешенными в прошлом конфликтами. Когда человек "застревает"
на определенных двигательных паттернах, повторяя одни и те же движения вновь и
вновь, это препятствует его экспериментам с новыми движениями. Танцевальная импровизация
предполагает эксперимент с движениями, которые имеют непривычный и неосознанный
характер. Его результаты не запланированы и непредвиденны, что дает возможность
для освобождения от жестких систем значений и привычных моделей поведения. Являясь
выражением кинетической субъективности, танец дезорганизует регулярность, рутину
и порядок. Постмодернистский акцент на изменяющейся идентичности и
процессе движения позволяет исследовать ранее крайне слабо изученные феномены
в арт-терапии. Рассмотрение тела как "вместилища" потребностей, идеологий
и языков позволяет использовать его в качестве инструмента "локализации"
и "делокализации" идентичностей, исследования разных типов репрезентаций
- не столько для определения "я" или достижения конкретных психотерапевтических
целей, сколько для проживания сложной последовательности разных событий, запечатлеваемых
в различных визуальных и телесных образах. Вместо того, чтобы стремиться к раскрытию
определенного смысла образом, мы можем следовать серии событий, происходящих по
мере создания визуальных образов. "Гетерогенность" экспрессии, освобожденной
от необходимости создавать какой-либо конкретный и единственный образ, повышает
восприимчивость к скрытым аспектам символического языка, тем аспектам, которые
связаны с телом и его жестами. "Движение стало самоцелью… и совершается
автоматически, в ответ на сотни различных ментальных образов, связанных с "течением"
в определенном направлении и совершением неких действий" (Whitehouse, 1995;
p. 243). Привычка и рутина при этом связаны с замкнутым пространством, неподвижностью
и отсутствием гибкости. "Иной взгляд на нашу жизнь… требует, прежде всего,
освобождения от автоматизмов и привычных форм поведения - тех форм, поз и оценок,
которые ее упорядочивают" (Tufnell, 2000; p. 12). Гендлин определяет
осознание телесных ощущений как "особый вид сознания, который выходит за
рамки возможностей логического мышления,… как вмещающий в себя последующие движения,
в том числе те, которые еще не обрели своей формы" (Gendlin, 1992; p. 347).
Литература Desmond J. (1997) Meaning in Motion: New Cultural
Studies of Dance. London: Duke University Press. Elliott, A. (2000) Concepts
of the Self. Cambridge: Polity. Fink, B. (2000) A Clinical Introduction to
Lacanian Psychoanalysis: Theory and 'Technique. Cambridge, Massachusetts: Harvard
University Press. Fitzgerald, P. (2001) Self and Others: An Interview with
Ciaran Benson' in CIRCA Irish and International Contemporary Visual Culture, 96,
Summer 2001:18-21. Tufnell, M. (2000) 'Beneath Our Words,' in Greenland,
Penny (ed.) What Dancers do that other Health Workers Don't... Leeds, UK: JABADAO
Centre for Movement Studies: 9-29. Whitehouse, M. (1995) The Tao of the Body,
' in Johnson, Don Hanlon (ed.) Bone, ^reaWrtSesture: Practices of Embodiment.
San Francisco: California Institute of Integral Studies: 239-253.
Этот текст был найден на одном из сайтов по арт-терапии
и неожиданно прозвучал сейчас. Понятно, что это только выжимки и цитаты, само
исследование не слишком понятно и интересно. Читать по кусочкам и смаковать на
смысл. наверх |